Ребенок не говорит

Мы часто встречаем деток, которые смело рассказывают стихи, пересказывают сказки, помнят вчерашние разговоры папы и мамы. Мы смотрим на них, на их свой, чаще понятный только близким, язык и умиляемся. Ребенок растет, развивается и большое счастье наблюдать за им в этот период.
Но, так же много случаев, когда перед нами вполне сообразительный ребенок от  двух о четырех лет, из которого не вытянешь ни слова. Он сможет показать, нарисовать, отвести, но не применять вербальную речь при этом.
Почему так происходит? Стоит ли бить тревогу? куда бежать за помощью? и кто в этом помощи нуждается больше: ребенок, имеющий особенности развития, или же заботливый родитель, которому все твердят, что грядёт большая проблема?
Попробуем разобраться.

Ребенок не говорит, что делать?

В первую очередь родитель должен убедиться в отсутствии дефектов слуха и работа центральной нервной системы соответствует норме. Это сформирует более четкую картину, с помощью которой уже можно определить причину задержки в речевом развитии и выйти на правильный путь к устранению проблемы .

Очень часто мы слышим версию, которая утверждает, как только малыш пойдет в детский и сад и начнет общаться со сверстниками — заговорит в кротчайшие же сроки. Во-первых, дома у родителей не всегда хватает времени на общение с ребенком, работу с ним, а детский сад дает и образование, соответствующее возрасту, и постоянное общение с детьми. Во-вторых, дома у ребенка не всегда есть потребность говорить, так как его и так понимают. Мама сразу же подбегает, подает, показывает, зная настроение ребенка, его потребности и желания. А в детском садике ребенку уже придется приложить усилий, для объяснений и изложения просьбы, пожелания.

Ребенок не говорит

В принципе, данная гипотеза имеет право на существование и во многих случаях адаптация к детскому саду влечет за собой и развитие ребенка.
Но чудо случается не всегда. Конечно, у ребенка увеличится словарный запас, некоторые слова даже могут приобрести четкость , но основным всё же останется общение звуками и жестами.

Так что ж является причиной, по которой ребенок в трехлетнем возврате так и не начинает полноценно разговаривать? Ото всюду же кричат о том, общение это главный фактор, для успешного формирования речи у ребенка.

Опираясь на множество исследований психологов, дефектологов, невропатологов, можно с уверенность заявить, что общение не является основой для формирования речи в раннем возрасте.  Разговаривать с ребенком, вместе читать сказки, учить песни и стишки, конечно же, крайне необходимо. Но главная особенность не в этом.

Когда дети начинают говорить

0-6 месяцев — общение со взрослыми в первые месяцы жизни проходит через плач, крик, агукание. Примерно в 3 месяца проявляются первые  длительные звуки, состоящие из гласных «эээ», «аааа», «оооо», «уао» и подобные. В 5 месяцев лепет приобретает согласные , формируя всеми нами знакомое «Агу». Сейчас ребенок сталкивается с первым речевым опытом, используя звуки своего родного языка.

6-12 месяцев — в этом возрасте мы модем наблюдать уже первые попытки произношения, имитации звуков «да-да», «та-та-та». К 7 месяцам ребенок уже понимает смысл небольшого количества слов, и ожидает реакцию мамы на них. В 8 месяцев ребенок уже тщательнее пытается повторять звуки за взрослыми, к девяти месяцам модно отметить повторяющие, всеми нами любимые, слоги «па-па», «ма-ма», «ба-ба». И к началу второго года жизни ребенок уже понимает, как минимум, 20 слов и всё больше и больше пытается повторять услышанные звуки.

12-24 месяца — волшебным период произношения первых слов маленького человечка. Ближе к двум, некоторые детки вполне справляются даже с простыми предложениями. Словарный запас постепенно увеличивается, появляется более пассивная форма общения  — с помощью жестов, мимики пытается сформировать просьбу и пожелание.

2-2,5 года — малыш уже вполне внятно (хотя бы в понимании родителей) объясняет свои действия и желания (кушать, гулять, идти, играть, спать), пытается формировать простые предложения, понимает значительную часть из слов, употребляемых в семье, всё больше повторяет услышанное.

Важный рубеж

К трехлетнему возрасту речевая область головного мозга уже анатомически созревает, и благоприятный период развития речи завершается. Малыш уже уверенно формулирует свои желания, и может их вполне понятно произнести «мама, купи мне эту игрушку», «я не хочу кушать». На данном этапе еще не так придается значение самому произношению, ведь все детки допускают множество ошибок в слове, во время его произношения: меняют буквы местами, твердые звуки произносят мягко, пропускают целые слоги, придумывает свои слова, обозначающие знакомые предметы и действия. И мы так умиляемся, когда видим маленького человечка, говорящем на своем собственном языке, с вполне серьёзным видом. Ребенок только учится контактировать с миром.

Но встречается и иное поведение, при котором, познающий мир ребенок, упорно молчит. Здесь кране важно понять, что же лежит в основе его молчания  — непонимание сказанного, и речи в целом, иди понимание, но отсутствие желания что-то произносить. Либо ребенку проще «высказывать» мнение с  помощью невербальным методов: плач, мимика, показать пальчиком, настойчиво потянуть  и отвести к нужному месту, принести что-то самому и так далее.
По какой бы причине это ни происходило, ребенка стоит показать специалисту, ведь за запаздыванием речи, может последовать и отставание в развитии мышления.

Сейчас многие дошкольники сталкивается с проблемами в речевом развитии, которые требуют помощи специалиста. Одна из таких проблем  — Алалия (недоразвитие речи или же полное её отсутствие) .

 

Что делать, если малыш не хочет говорить

Развивайте мелкую моторику пальцев рук (не путайте с развитием общем моторики). Заниматься развитием нужно уже с первых дней жизни ребенка. Доказано специалистами, что своевременное развитие пальчиков рук, соответствует нормальному речевому развитию. Об этом же модно говорить и наоборот.

Существует небольшой тест, скорее тест-игра, во время которого специалисты просят ребенка показать пальчик. Суть заключаются в том, что малыша просят показать для начала один пальчик, после два, три, и при этом демонстрируют ему, как именно нужно сделать. Если же пальчик во время игры изолированные, то модно говорить о норме развития. При наличию трудностей, к примеру, пальчики напряжены, либо наоборот вялые, малыш не может отделить один и показывает все вместе — то стоит смело заявить о нарушении развития речи.
Поэтому, родителям, столкнувшимися неспособностью или нежеланием ребенка произносить формы речи, соответствующие его возрасту, стоит сразу же сделать уклон на развитие мелком моторики. Тренировать пальчики, делая их более расслабленными и ловкими. Сейчас существует множество игр на развитие мелкой моторики, упражнение и рекомендаций. Они открыто гуляют по сети интернета и доступны для работы. Поэтому обязательно обратите внимание и начните заниматься, не откладывая.

Ребенок не говорит

Для развития мелкой моторики с малышом необходимо регулярно играть в игры, в которых задействованы пальчики рук. В начале шестимесячного возраста делайте ребенку массаж ручек, и уже к трем годам он должен уметь самостоятельно застегивать пуговицы (в крайнем случае активно пытаться).
Так же полезной техникой здесь может быть развязывание узелков на шнурочках, ленточках или веревочках. Вы можете вместе нанизывать пуговки, бусины на нитку, перебирать мелкие игрушки, крупные бусы, складывать мозаику (даже хаотично, ведь основная задачи здесь перекладывать и прорабатывать с мелкими деталями).  Здесь отлично помогут рисование мелками, разрывание бумаги на мелкие кусочки, лепка из пластина, вплоть др обычного скатывания маленьких шариков.  То есть, основная задача задействовать все пальчики рук.

Родителям трехлетнего ребенка также стоит запомнить, что разговаривать с ребенком важно лишь на нормальном, внятном и взрослом языке. Не допускайте коверкание слов, детского лепета, не повторяйте слова, произнесенные ребенком. Ваша задача не повторять допущенные им ошибки, а исправлять их. Во время жестикуляции ребенка, делайте вид ,что не понимаете его. добиваясь таким образом произношения слов и в дальнейшем коротких предложений. Важно отметить, что не стоит дожидаться трехлетнего возраста, обратитесь к специалисту значительно раньше, так как ситуация может только ухудшиться.
Но, даже работая со специалистом, обязательно выполняйте это простые правила с ребенком. Помогите ему с уверенностью шагнуть в новый жизненный этап.

 

Ребенок не говорит

Почему так важно вовремя обратить внимание?

Мы слышим множество противоречивых версий и рассказов. Например, рассказ коллеги, чей ребенок «сам, случайно заговорил уж в 4 года», вплоть до параметрами неврологов, выставляющие норму  — простые предложения в 2 года. Кому верить? Как быть в такой ситуации?

Основная проблема в том, что задержка в развитии речи  — это лишь верхушка айсберга. Сам факт отсутствие речи и ребенка не так опасен (хотя это принимается сложно, болезненно). Истинная причина может скрываться в более серьезных психических нарушениях.

Вполне нормально, что многие мамы не знакомы с особенностями правильного психического развития, с возможными отклонениями и их проявлениями. Да, и в этом-то не всегда есть потребность. Чаще всего детки развиваются нормально. Если же происходит иначе  — сейчас множество специалистов, которые смогут оказать помощь и рассказать, как поступить в данной ситуации именно с вашим ребенком.
Не стоит самостоятельно ставить диагноз своему ребенку, не стоит бежать сразу же на поиски невропатолога. Но стоит для начала обратить внимание на основные звоночки, которые подскажут, как быть дальше.

Ребенок не говорит

Где таится опасность?

Ежедневно мы сталкиваемся со следующими теориями:

  • Мальчики развиваются медленнее девочек, а значит говорить начинают позже;
  • Каждый ребенок индивидуален, и ни в коем случае нельзя их мерять едиными стандартами;
  • Врачи всегда найдут, чем  запугать;
  • Племянник моей соседки заговорил в 4,5, а сейчас докторскую диссертацию защищает.

Конечно, в каждом из этих утверждений, есть своя истина, имеющая право на существование. Но, в полной мере и тем более в совокупности, они оказывают очень пагубное влияние на наше представление нормы развития. Родители могут расслабиться, отпустить ситуацию разрешаться самостоятельно, а дальше уже как повезет. И кто-то из них действительно вдруг слышит от четырехлетнего ребенка заветные фразы, а кто-то слышит гневное вопросы невролога: «Почему Вы так поздно пришли?», «Чем же Вы думали раньше?».

В обществе существует версия, что ребенка с задержкой развития видно сразу же, ведь он ведет себя кране аморально, физически похож на человека, имеющего тяжелую форму аутизма. А ребенок каждый мамы самый лучший, он «всегда» ведет себя хорошо и выглядит лучше остальных.

В большинстве случаев наличие задержки в развитии речи двухлетнего ребенка еще не так страшно. Но, если же патологию не выявить вовремя — ситуация буде с каждым годом только ухудшаться. Учитывая, что даже такая тяжелая форма нарушения, как аутизм, незаметна в столь раннем возрасте.
Именно поэтому своевременная и профессиональная коррекция крайне необходима и очень эффективна.

Ребенок не говорит

Тревожные звоночки

Стоит сразу объяснить, что существует просто задержка речевого развития  (ЗРР), где ребенок отстает от сверстников только в развитии речи, а есть задержка психо-речевого развития  (ЗПРР).
В случае с задержкой именно в развитии речи, ребенок может отлично понимать речь взрослых, с помощью звуков, мимики и жестов общаться с окружающими. Такой ребенок будет вполне социальным, контактным, сообразительным, просто в основном молчалив.

Но, если Ваш малыш ведет себя иначе, и заметна проблема не только в речи  — ситуация имеет более серьезные корни и стоит обратить на неё внимание.
При правильной коррекции и своевременном оказании помощи, исправить ситуацию можно уже к 4-5 годам

Ребенок не говорит

К кому пойти?

Для начала стоит обратиться к проверенному невропатологу, не рядовому врачу из поликлиники. Будет лучше, если же Вы обратитесь даже к нескольким специалистам, чтоб утвердить версии и диагнозы. Двухлетнему ребенку действительно сложно сразу же поставить диагноз, поэтому мнения разных специалистов могут значительно расходиться.

Ваша цель  — это подтвердить или опровергнуть наличие других проблем, кроме задержки речи. Поэтому не стоит сразу же гнаться за диагнозом, придерживайтесь сначала основного.

До четырехлетнего возраста врачи имеют полное право при выставлении диагноза ограничиваться ЗРР или ЗПРР. В этом возрасте ситуация моет меняться на глазах, и врачи, как правило, только предполагают проблему.  Но это вовсе не говорит о том, что не стоит придавать основного значения сказанному или же сидеть в ожидании. Маленькому ребенку значительно проще справить с проблемой, тем более что она только появляется.

Поэтому, убедившись в наличии задержки  — приложите усилия для поиска профессионального дефектолога или логопеда. И не прекращайте интенсивно заниматься.

Что делать?

После обращения к специалисту, многие слышали фразу, что с ребенком нужно постоянно заниматься, но как?

И это действительно самый эффективный способ. Таблетку могут и не помочь. а вот направление развития  — обязательно. Ведь ребенок в любом случае сейчас развивается, быстро или медленно, в правильную или неправильную сторону, уже не так важно. Важно что процесс идет, и пока есть это движение, не оставляйте его самого, а направляйте в нужную для ребенка сторону.

Опишем несколько самых простых способов, не требующих много времени и сил:

  • попросту окунуть ребенка в правильную речевое окружение, где все между собой активно разговаривают. Общайтесь постоянно с членами семьи, чаще находитесь на площадке с другими детьми. Это не сложный метод очень хорошо подойдет деткам с  простым ЗРР;
  • приобрести или же бесплатно скачать книги по развитию речи в раннем возрасте. Пользоваться на регулярной основе предложенными упражнениями;
  • в случае с очень сложной ситуаций  — обратитесь к логопеду-дефектологу. Достаточно одного визита в месяц, для коррекции и составления месячной программы. Некоторые специалисты не завышают цену и их помощь становится вполне доступной. В любом случае, здоровье Вашего ребенка намного дороже;
  • регулярно посещать детский коррекционный центр. В подобных центрах проводят групповые занятия. Это дешевле и опять же создает ребенку положительную обстановку;
  • отвести ребенка именно в логопедическую группу. Они очень часто встречаются в обычных детских садах.

Ребенок не говорит

Советы родителям:

  • Постарайтесь меньше нервничать по этой причине. Подобное явление встречается довольно часто, и в большинстве случае не представляет опасности, особенно, если Вы вовремя предприняли все меры. А вот ваши страх и волнение, могу отразиться на психо-эмоциональном состоянии ребенка, лишь усугубив его;
  • «Фильтруйте» слова специалистов, и не принимайте их все близко к сердцу. К сожалению, простое ЗРР некоторые специалисты  могут назвать «аутизмом», некоторые успокоить и отправить домой читать книжки и общаться с ребенком. Старайтесь мыслить трезво, анализируя и проверяя информацию.
  • Больше спокойно углубляйтесь в тему самостоятельно. Вполне нормально, что мама, которая знает ребенка лучше остальных, может заподозрить дополнительные проблемы. Изучайте тему самостоятельно — читайте книги, статьи, истории. Иногда это помогает увидеть дополнительные нюансы, ведь вы проводите с ребенком больше времени, знаете его намного лучше, а значит тщательнее отследите изменения;
  • Обращайтесь за помощью в поиске специалистов;
  • Бывает, что малыш не понимает речь по причине плохого слуха. То есть, он может слышать звук игрушек мультфильмов , но именно склонность к низкому восприятию отдельных частот. Это уже невозможно определить самостоятельно;
  • Не придавайте значение рассказам соседок, других мам, бабушек. Возможно племянник соседки действительно защитил диссертацию, но не говорил до 4х в половиной. Но перед Вами другой человечек, а ответственность за его благополучие лежит только на вас;
  • Не бойтесь сами обращаться к психологу. Это НОРМАЛЬНО уставать от сложной ситуации, путаться в поисках решений и замечать, что руки опускаются. Вы тоже имеете право на помощь. Тем более уверенная, сильная и счастливая мама окажет более эффективную помощь своему ребенку.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Специалисты в один голос твердят, что «нет!» Конечно, никто не отрицает существование индивидуального темпа развития. Но есть моменты, на которые в два года еще можно закрыть глаза, но в 4 стоит бить тревогу.

Основная трудность в том, что одна проблема снежным комом подтягивает за собой аспекты, создающие дополнительные проблемы. То есть, вовремя нерешенная детская проблема, в дальнейшем может перерасти в большее. Ведь общение помогает ребенку развивать эмоциональную, интеллектуальную сферу, влияет на психическое развитие. И при наличии проблем в общении, могут сформироваться проблемы в остальных сферах.

В раннем возрасте речь у ребенка только начинает развиваться, и значит, что работы необходимо будет приложить значительно меньше.

На что важно обратить внимание в первую очередь:

  • К пятилетнему возрасту у ребенка так и не сформировала связная речь. К пяти годам ребенок уже полностью выходит из младенческого возраста и перерастает лепет и коверкание слов, использование только слогов.
  • Словарный запас очень низкий, слова выражаются лишь одним или двумя слогами.
  • В предложении используются слова, которые не связаны между собой.
  • Ребенок понимает речь взрослых, реагирует на неё, выполняя просьбы и поручения. Но самостоятельно выразить свои мысли, к сожалению, не имеет возможности, ему не удается объяснить желаемое.
  • В произношении множество лексических, грамматических и фонетических ошибок.

Если посторонний человек хорошо понимает высказывания ребенка, значит проблем с развитием речи нет. В семье же очень часто ребенка может понимать только мама.
Поэтому, если люди, не контактирующие с ребенком регулярно, не понимают его речь, стоит обратиться к специалисту за помощью, ведь у пятилетнего ребенка речь уже должна быть внятной и сформированной.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Так же стоит отметить, что причиной неразвитой речи у ребенка 4-5 лет могут быть психологические или неврологические нарушения. Здесь ограничиваться занятиями в домашней обстановке, к сожалению, недостаточно. Необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Причины задержки речевого развития, связанные с психическими нарушениями: 

  1. Стресс. Изменение обстановки, сильное потрясение могут спровоцировать остановку развития речи. Снова запустить развитие под силу уже только специалисту. Также здесь стоит отметить возможное появление заикания, вызванного испугом.
  2. Подавляющая, сложная, агрессивная атмосфера в доме может привести к подобной задержке в развитии. Ребенок боится говорить, боится быть не услышанном и так далее.
  3. Задержка психомоторного и психического развития. Естественно, более глубокая проблема именно в развитии ребенка отображается на качестве речи.
  4. Последствие сложнопротекающей беременности и тяжелых родов, черепно-мозговых травм в раннем детстве или же частых падений младенца.
    По данным исследований, все же в 50% случаев, причиной задержки в развитии речи является ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Естественно, следом за отсутствием общения идет задержки в развитии психических процессов  — памяти, внимании, мышлении, воображении и тд. А это означает, что отсутствие вмешательство с помощью, может повлечь за собой уже более глубокие проблемы.
К 4-5 года ребенку, который не разговаривает, ставят диагноз — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха (ОНР).
Подобное недоразвитие проявляется  4мя уровням, каждый из которых поддается качественной коррекции.

Обратиться можно к неврологу, логопеду-дефектологу, отоларингологу или психологу. Даже лучше обратиться ко всем, для получения более точной информации.
Обратиться за направлением можно к участковому педиатру. Так же сейчас открыто огромное количество коррекционных центров,

Главное, не ждите — помогите своему ребенку прочувствовать радости детства в полном его проявлении!

Ссылка на основную публикацию