Агрессия у ребенка

Агрессия (от лат. «agressio» — нападение) — это целенаправленное деструктивное поведение, идущее в разрез нормам и правилам нахождения человека в обществе, наносящее вред окружающим объектам (могут выступать одушевленными и неодушевленными), приносящее физический ущерб.

Анализируя причины проявления негативных эмоций и чувств у детей, всегда упираемся в семью, так как именно здесь, в семье, ребёнок получает первый опыт поведения и реагирования.

Учитывая экспериментальные данные современных психологов, агрессия является усвоенным и закрепленным поведением в процессе жизнедеятельности. Формируется данное поведение путем наблюдения соответствующего способа действий родителей. Как правило, родители, сами того не осознавая, приучаются ребенка к проявлению агрессии.

Признаки агрессивности ребенка

В основном детская агрессия выражается в желании ударить другого ребенка, обозвать его или отобрать игрушку. Дети, проявляющие агрессию, как правило, становятся зачинщиками драк с другими детьми, а взрослых нарочно выводят из состояния душевного равновесия. Довольно часто агрессивные детки «колючие» и подход подобрать к ним довольно сложно.

Агрессивные дети редко признают свои ошибки, осознанно не признают общепринятые правила и не соблюдают их, они могут быть мстительными. Еще одним признаком наличия агрессии у ребенка являются вспышки гневной реакции на действия окружающих, которые не совпадают с его представлениями и желаниями.

При обнаружении большинства из указанных признаков проявления агрессии у ребенка, лучше обратиться к опытному  специалисту.

Так же Агрессия у детей может быть скрытой. Она характерна для детей, чьи родители подавляют чувства, эмоции и желания ребенка. В том числе они подавляют и проявление агрессии, либо не принимают её, выбирают неверные пути решения и тд.

Существуют семь основных характеристик, по которым можно определить наличие агрессии у ребенка.

Агрессивный ребенок:

  1. Частая потеря контроль над собой;
  2. Наличие постоянных споров, ссор со взрослыми;
  3. Полный  отказ соблюдения правил;
  4. Целенаправленное раздражение людей;
  5. Перекладывание ответственности на других, отказ от признания собственных ошибок;
  6. Беспричинная раздражительность и отказ в помощи, послушании;
  7. Наличие затянувшейся зависти, мести.

Но важно понимать. что агрессия у ребенка может быть только с том случае, если подобные проявления отмечаются на протяжении полугода. Проявление минимум 4х признаков может говорить о наличии агрессии.

Не стоит путать плохое настроение, усталость, обиду, непонимание и несогласие со сформировавшейся Агрессией. Важно помнить, что ребенок испытывает те же чувства и эмоции, что и взрослый. И ребенок имеет право на их проявление.

 

Основными причинами, способствующими появление агрессии у детей являются следующие факторы:

  • наличие соматических заболеваний и нарушения работы головного мозга;
  • неправильное воспитание или полное его отсутствие;
  • характер наказаний за проступки и реакция окружающих на них.

Для гармоничного развития ребенка, необходим правильный осознанный подход к воспитанию.

Под правильностью понимается, прежде всего, единство требований со стороны обоих родителей и их личный пример. Только своим личным примером родители вырабатывают поведенческие навыки у ребенка. Действия и поступки родителей обязательно должны быть идентичными с теми, которые они предъявляют своему ребенку. Наличие агрессивного поведения в семье по отношению друг к другу будет восприниматься ребенком как нормальное, допустимое.

Часто ребенок проявляет агрессию в ответ на физические наказания со стороны родителей. Подобная реакция так же может совершенно по противоположной причине, когда родители  уделяют ребенку недостаточно внимания. Пытаясь доказать свою значимость и почувствовать себя нужным он и демонстрирует такую линию поведения.

 

Причины агрессии в 3 года 

В данном возрасте чаще всего агрессия является ответной реакцией на страх, обиду, отсутствие внимания. В 3 года у ребенка еще не сформирован самоконтроль, он не может понимать и отслеживать собственное поведение, выражение эмоций. В итоге гнев, возмущение могут выливаться в агрессивное поведение.

В возрасте трех лет защитная реакция часто связано с игрушками, как и окружающий его мир, сформированный на игре. Малыш только начинает осваивать умение общаться со сверстниками. Начало дружбы, игры, заключается в обмене, предложении игрушки. Через неё же может проходить конфликт в виде отбирания, порчи, отказа и прочее.

В зависимости от психологического содержания проблемы, специалисты выделяют несколько типов агрессивных малышей:

  • Наличие сильного темперамента. У ребенка твердый  характер, избыток энергии, но отсутствие занятости и нагрузки. В результате чего, формируется  неудовлетворенность занятостью, которая и вызывает возмущение и всплески агрессии.
  • Отсутствие личной свободы. Это малыши, окутанные гиперопекой.  Своим враждебным поведением дети пытаются добиться  самостоятельности, отстаивают личные границы.
  • Способ выражения физиологического дискомфорта и плохого настроения. Если ребенок не научился отделять физическое состояние от эмоционального, у него наблюдаются неконтролируемые всплески эмоций. А в возрасте трёх лет, малыш еще не умеет контролировать эмоции.
  • Трудные семьи. Ребенок в большинстве случаев копирует привычку родителя жестко доминировать в семье, подавляя и обижая. Такое поведение переносится ребенком на сверстников.

 

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, основные причины появления, проявления агрессии сходи в каждом возрасте. Но с каждым годом, ребенок меняется социальную ситуацию развития, приобретает новообразования, лучше познает мир и свое место в нём.

К основным причинам проявления агрессии в этом возрасте можно добавить:  

  •  Внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;
  •  Упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, «что такое хорошо, а что такое плохо», ребенок не сможет разобраться самостоятельно и, в следствие, не понимать ситуацию и своих действий в ней.
  •  Переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована, что важно учитывать при формировании  нагрузки. Так же важно понимать насколько нравится ребенку то, чем он занимается, насколько он увлечен этим.
  • Отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Поэтому очень важно на них опираться во время устранения агрессии в возрасте 4-5 лет.

 

Виды агрессии у детей

Существуют несколько основных типов агрессии и целей и форм ее проявления:

Первый тип — аффективный. Дети испытывают сильные, неконтролируемые эмоции, такие как гнев, беспокойство, страх.  При данном типе может  наблюдаться истерика.

Второй тип — инструментальный. В этом случае агрессия выступает в качестве инструмента для достижения своих целей и она, как правило, является запланированным действием. Например, малыш может сломать свою игрушку для того, чтобы родители купили ему новую, более красивую и интересную. Или же сломать  и перебросить вину на другого, для получения жалости, оп

Такие дети умеют манипулировать другими людьми, планировать и достигать своих целей посредством агрессии.

Мальчики, большие дети, активные и навязчивые зачастую бывают более раздражительными, чем девочки, малыши и пассивные дети.

Агрессия – это поведение, наносящее вред, и проявляется оно по-разному.

Агрессия может быть:

— вербальной (словесной);
— физической (драки, швыряние предметов и т. п.);
— косвенной (провокация, сплетни, ябедничество);
— аутоагрессия (направленна на самого себя);
— раздражительной (гнев, вспыльчивость без явной на то причины);
— противодействующей, оппозиционной (не так, как все);

Агрессия у ребенка

Агрессивные дети в основном обладают тревожностью, озлобленностью, эгоцентричностью. Они, как правило, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений. И, напротив, агрессию могут проявлять хорошо развитые и социализированные дети для самоутверждения, поднятия своего авторитета.

Причины агрессии у детей

Агрессия — это норма или патология?

  Как отличить здоровую агрессию от патологической и как помочь ребенку справиться с ней мы постараемся показать на примерах детского психиатра.

Агрессия у ребенка

 

История первая. Агрессия как аффект

Отличительная черта этого типа агрессии — яркая, длительная, неконтролируемая эмоция — аффект. Данный тип агрессии связан с нестабильностью аффекта, внутренними колебаниями настроения, не обоснованными внешними факторами.

Для более четкого понимания данного типа агрессии, можно представить себе какого-нибудь  разъярённого животного — например, быка. Его глаза наливаются кровью, дыхание становится частым, сердце колотится. Этот бык уже не просто животное, он — настоящее орудие разрушения. Чувство гнева придаёт ему силы и выносливости, что делает его бесстрашным и нечувствительным к боли.

У людей гнев может выражаться с подобном виде. В уместных случаях, например, в целях самозащиты, подобные проявления гнева оказывают положительный результат. Но аффект возникает достаточно часть сам по себе, что наносит вред и себе, и имеет враждебный беспочвенный характер по отношению к близким, ведь они начинают ощущаться как враги.

У людей подобные всплески случаются при наличии некоторых эмоциональных расстройств, биполярном аффективном расстройстве (резкая беспричинная смена настроения от повышенного до сниженного), последствиях травм головного мозга, расстройствах аутистического спектра. При этих расстройствах нарушается способность регулировать и контролировать собственные эмоции, их характер и проявление. Можно сказать, что человек с подобным нарушением становится заложником возникшего у него сильного чувства: ведь чувство начинает руководить им, а не наоборот.

Большой проблемой при этом типе агрессии, как и в случае импульсивной агрессии, будет то, что агрессивные действия являются не  достижением какой-то специфической цели, а нанесением вреда. Кстати, этот тип агрессии сильно связан с импульсивной, они нередко наблюдаются вместе, хотя всё-таки и являются разными по своей сути явлениями.

Пример. Родители обратились с Ариной к детскому психиатру. По результатам обследования, девочке  поставлен диагноз биполярного аффективного расстройства. Психиатр назначил лекарство, стабилизирующее настроение, и направил её к психологу на занятия по развитию эмоциональной сферы. На этих занятиях психолог учит определять свои эмоции, говорить о них. Благодаря лекарству, проявление вспышек гнева у Арины сократились, а на занятиях с психологом девочка научилась распознавать моменты, когда она начинает выходить из себя, и говорить об этом детям и родителям, просить, чтобы её на некоторое время оставили в покое.

 

История вторая. Агрессия как страх

Сереже десять лет. Он всегда был очень подвижным, с неустойчивым настроением, склонный к страхам и тревожности. Обучение в первых двух классах давалось сложно, так как он отказывался ходить в школу и  нарушал школьную дисциплину. В конце первого класса мальчик пересадили за последнюю парту, по причине низкой успеваемости, и у него стала развиваться настоящая депрессия: он считал себя хуже, чем все остальные дети в классе. Перейдя в новую школу, и познакомившись с другим учителем, Сергей начал получать от него заботу и ласку, стал чувствовать себя нужным и важным, в результате ребенок расцвёл, завёл близких друзей, стал хорошим учеником.

По завершению третьего класса, на летних каникулах, мальчик поехал в детский лагерь, один.  Данная поездка была очень желанной, на неё возложено множество надежд и ожиданий только лучшего отдыха. Но , уже с первых дней Сережа стал просить маму  забрать его домой. Он жаловался, что его бьют дети, отнимают игрушки и не хотят с  ним дружить. Воспитатели просили маму о времени для адаптации ребенка.

По возвращению домой, через месяц, ребенок изменился до неузнаваемости. Стал хмурым, напряжённым, практически неразговорчивым, с большой обидой на мать за то, что та отдала его в лагерь. Сережа стал беспокойно спать, ему снились кошмары, о которых он никому не рассказывал.

Дома мальчик стал устраивать страшные истерики: беспричинно круша мебель, с криком и плачем набрасывался с кулаками на тех, кто пытался его держать. Подобная ситуация однажды возникла и на улице, когда он увидел мальчика, с которым был в лагере: Сережа стал кричать на него и угрожать,  что убьёт, кидался камнями, пытался куда-то убежать.

Исчезали истерики почти так же неожиданно, как и начинались. Мама, испугавшись изменений в состоянии мальчика, госпитализировала его в психиатрическую больницу.

Агрессия у ребенка

В момент госпитализации Сережа снова выдал страшную истерику при расставании с матерью  — бегал по коридорам, прятался под лавками, кричал, будто его собираются убить. Дежурный врач, не успев разобраться, пригрозил мальчику, что если он не успокоится, то его серьёзно накажут. Это не просто не помогло, а вызвало еще большую борю гнева и агрессии.

Спустя  некоторое время лечащий врач распознал за выраженной агрессивностью глубокий страх: ребенок был уверен, что родители его бросили (снова, как ему казалось), и оставят в больнице навсегда. Таким образом он занял оборонительную позицию. Доктор  попросил родителей приезжать к мальчику ежедневно. Почувствовав расположение врача и безопасность рядом с ним, постоянно встречаясь с мамой, Сереже стал гораздо спокойнее и смог наконец посещать занятия с психологом.

На встречах с психологом, мальчик долго скрывал историю, произошедшую с ним в лагере, и тем самым коррекция не давала результатов. Оказалось, что  в лагере у мальчика были серьёзные причины опасаться за свою жизнь. Мальчику поставили диагноз посттравматического стрессового расстройства. Со временем  тревога и страх уходили, психолог помогал обрести уверенность в себе и прожить тяжелейший опыт. Сережа вернулся из больницы полностью выздоровевшим.

Конечно, редко встречаются случаи, когда эти  виды агрессии наблюдаются в чистом виде. Часто импульсивная агрессия наблюдается вместе с аффективной возбудимостью, инструментальная агрессивность нередко бывает у детей с импульсивностью и так далее. Однако почти всегда можно выделить тип, который доминирует у этого конкретного ребёнка, и с ним работать.

Патологическая агрессия — это не единая проблема, даже когда внешние проявления её одинаковы у разных детей. Требуется много внимания, сил и включенности для того, чтобы понять, из-за чего же ребёнок ведёт себя подобным образом и какая именно помощь ему необходима.

 

Как родители могут помочь преодолеть агрессию

Поведение детей — отражение образа жизни родителей и атмосферы в семье. Исключение ссор и раздоров на глазах у малышей, саркастических шуток, жесткой и неконструктивной критики может помочь ему восстановить психическое здоровье, но это далеко не все. Негативно на психику ребенка так же могут влиять телепередачи, демонстрирующие открытую агрессию, ужастики и даже современные детские мультфильмы, которые зачастую учат детей не послушанию, а наоборот, декларируют детскую вседозволенность.

Также важно, чтобы внимание, которое ему уделяют родители, должно быть постоянным, «не за что-то». Это дарит ребенку чувство, что он нужен своим родителям, что он не одинок и его не оставят.

Ребенок, склонный к агрессии, может очень остро реагировать на замечания. В этом нужно быть очень осторожными. Лучше всего объяснять ему, что он делает что-то неправильно, на примере других детей.

Особенно это касается драк и истерик. Разговаривать с ребенком об этом следует регулярно, так в его мировоззрении это зафиксируется как что-то неподобающее, и вероятнее всего малыш постепенно научится правильно оценивать свои поступки. Как говорилось выше, очень важен личный пример родителей.

 

Как вести себя с агрессивным ребенком

Наблюдать за развитием агрессии у собственного ребенка, чувствовать её на себе очень сложно.  Это требует колоссальных усилий и от взрослых, и от детей (сестер или братьев, если таковые имеются). В современном мире, где агрессивность детей набирает обороты, существует множество методик, позволяющих не только снизить уровень конфликт и свести его «на нет», но и наладить с ребенком доверительные отношения. Важно помнить, что подобное поведение, особенно в подростковом возрасте, самим детям контролировать и регулировать крайне сложно. Поэтому на родителях в таких ситуациях возложена двойная ответственность.

Агрессия у ребенка

1.Игнорируйте незначительную агрессию.

Если проявлении агрессии в данный момент не несет на себе опасности окружающим, лучше всего ее игнорировать. Постарайтесь не замечать реакцию ребенка и попытайтесь войти к нему в доверие: «Я понимаю, что ты расстроен», «Ты злишься, потому что устал». Ваша задача ‒ постараться показать, что Вам небезразличны его проблемы, Вы ему верите и может довериться Вам. Необходимо сделать все, чтобы ребенок вступил в диалог. Таким образом Вы не только не утратите связь и контроль над ситуацией, но и уделите ему необходимое, обязательное внимание. Помните, внимание взрослого – необходимость для подростка.

2.Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности ребенка.

Ты не плохой ребенок. Ты ребенок, который поступает плохо. Но мы продолжаем тебя любить

В критические моменты важно не акцентировать внимание на самом ребенке. Здесь необходимо описать чувства, которые сейчас он испытывает. К примеру: «Ты поступаешь жестоко», «Ты злишься», «Ты хочешь меня обидеть?». Когда говорите подобные фразы, главное, не будьте раздражительны. Ваша цель ‒ акцентировать внимание не на ребенке, а на его  поступке. Это поможет сгладить острые углы. Когда ребенок успокоится, обсудите с ним его поведение и объясните, почему так вести стоит. Дайте понять, что Вас обижаем и задевает подобное поведение, что Вы беспокоитесь и не хотите ссориться с ним.

Агрессия у ребенка

4.Контролируйте собственные негативные эмоции.

Ребенок всегда считывает поведение взрослых. И если вы часто не можете сдержать себя, почему тогда удивляетесь аналогичному поведению ребенка. Поэтому родителям нужно учиться контролировать свое поведение. Вы должны подавать правильный пример. Это поможет наладить отношения с агрессивным ребенком, ведь Вы всегда сможете сказать: «Я тебя понимаю, потому что мы очень похожи, и я испытываю те же чувства, когда злюсь. Мне тоже бывает сложно побороть гнев и обиду. Но я хочу тебе помочь».

Постарайтесь не кричать, не доминировать и не обесценивать ребенка. Старайтесь не оценивать его друзей и интересы. Примите своего ребенка таким, какой он есть.

5.Сохраняйте положительную репутацию ребенка.

Детям, как правило, бывает очень сложно принять свои ошибки и признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить, что в результате приведет к усилению агрессии. Для сохранения положительной репутации своего ребенка, используйте такие варианты поведения с ним: «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть». Ваша цель ‒ снизить уровень конфликта сейчас и частоту их появлений в будущем.

Не пытайтесь полностью подчинить себе ребенка. Это усугубит ситуацию.

Что делать с агрессивным ребенком?

Самое главное — не бить. Так как насилие порождает насилие – это уже известный факт.

В момент конфликта необходимо  взять крепко ребенка за руку. Больно ребенку быть не должно, но ощущение Вашей силы сейчас крайне необходимо.

Необходимо присесть к ребенку, установив контакт «глаза в глаза». Вы должны быть на одном уровне. Ребенку важно дать понять, что Вы не выше, не сильнее, вы на ровне с ним, вы такой же, как и он.

Во время эмоциональной вспышки необходимо проговорить вместе с ребенком его состояние, четко обозначить его чувства, которые он испытывает в этот момент. Не спросить у него об этих чувствах, не упрекать, а обозначить для того, что б он сам их осознал, если в этом есть необходимость и убедился, что вы его понимаете.  Например, «Я вижу, ты злишься», «ты обижен, потому что…», «ты переживаешь из-за…», «тебе страшно» и так далее. После этого отрицательная энергетика пойдет на спад.

Маленькому агрессору необходимо показать отрицательный пример. Это можно сделать при помощи сказок, с такими героями, как злой Волк, Карабас-Барабас и Кощей Бессмертный. Совместные игры тоже могут наглядно  показать, как себя следует вести, какие чувства вызывает агрессия и как выйти из той или иной ситуации наименее болезненно. При чем ребенок может выступать в игре в роли агрессора, чтобы вытеснить из себя и выплеснуть негатив.

Во время проявления агрессии, необходимо переключить детское внимание на резкий звук, неожиданное действие или интересное занятие. Перенаправление энергии на какие-то физические упражнения помогут выплеснуть негативную энергию. Можно попинать мяч, побегать, попрыгать, покидаться подушками и так далее.

Психологи не рекомендуют наказывать или изолировать таких детей. Это приведет к еще большим проблемам, как в поведении, так и во взаимоотношениях ребенка и родителей.

Очень важно разговаривать со своим ребенком, пытаться понять, почему он так себя ведет, предлагать варианты решения проблемы, а не сразу начинать кричать.

И самое главное, надо помнить, что ребенок – отражение того, в какой обстановке и атмосфере он живет. Если дома ругань, крики и неуважительное отношение друг к другу, то нечего удивляться тому, как ведут себя сын или дочь. Дети очень хорошо считывают эмоциональное состояние родителей и переносят это на свое поведение.

Так же следует помнить и то, что если родители сами часто впадают в состояние агрессии, то им необходимо показать, как они жалеют об этом и извиниться. Тогда и малыш будет копировать такое поведение и для него не будет унижением собственного достоинства попросить прощения за то, что он кого-то обидел.

Коррекция агрессивного поведения

Родителям, учителям или воспитателям важно отслеживать агрессивное поведение детей. Если ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется с другими детьми, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния.

Для результативной коррекции, один из главных и важных моментов, умение вести себя Правильно во время конфликта с ребенком. Мы собрали некоторые рекомендации:

  • Для начала постараться игнорировать агрессию, дать понять ребенку, что подобное поведение не поможет добиться результатов;
  • Далее можно отвлечь ребенка занятием, поручение и так далее;
  • В уже сформировавшемся конфликте с агрессивным ребенком, максимально стараться сохранить спокойствие, не допускать повышения голоса и физических угроз в адрес ребенка;
  • Не подавлять  и запрещать проявление гнева, не оскорблять ребенка, не сравнивать и не давать оценку его поведению. Давление, как известно, в целях защиты лишь  увеличивает сопротивление. Лучше помочь ребенку найти источник гнева;
  • Дать понять, что Вы его понимаете и принимаете;
  • При выражении ребенком слишком сильного гнева, можно спокойно Попросить его выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, и, как только он придет в себя, разговор будет продолжен;
  • Ограничить окружение. Желательно, что б у данной ситуации не было свидетелей и вы остались наедине. Если это невозможно обеспечить, лучше отложить разговор на потом, в удобной обстановке;
  • Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, акцентировать внимание только не его поступке;
  • Спокойно, можно в игровой форме или в качестве рисунка, объяснить, что подобное поведение вредно и опасно как для самого ребенка, так и для людей, которые его окружают. Далее необходимо объяснить как лучше поступить в подобной ситуации.

Агрессия у ребенка

Так же коррекционная работа должна проходить по нескольким направлениям:

  1. Развитие культуры общения, обучение приемлемым, конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных;
  2. Работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии, умения понимать свои чувства и чувства других людей;
  3. Формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;
  4. Обучение безопасным способам выражения агрессии.

Агрессия – это всегда верный и яркий признак наличие проблем у ребенка, которые решить самостоятельно он не в силах. Агрессия — это всегда крик о помощи, которые мы часто не слышим и не понимаем.

Не нужно «клевать» ребенка, демонстрировать ему негативизм и подозрительность. Это только закрепит агрессивную позицию. Поэтому от родителей и учителей требуется огромное терпение и внимание, чтобы разобраться в проблеме и научить ребенка действовать верно в подобных ситуациях ,правильно просить о помощи и не бояться формулировать и озвучивать свои мысли.

Профилактика агрессивного поведения

Как мы уже разобрались, причины проявлении агрессии имеют совершенно разный, непредсказуемый характер. Но, предотвратить её появление заранее намного проще и эффективнее, самой коррекции и лечения. Выстраивать чуткие доверительные отношения важно и нужно на любом этапе развития. Это принесет значительно большие плоды.

Как и сказано раннее, источником всех детских проблем является семья. Поэтому родителям с самого первого дня рождения ребенка нужно учиться контролировать свое поведение, эмоции, прилагать усилие для создания в семье благоприятной атмосферы, окружать ребенка и его второго родителя любовью, уважением, вниманием, демонстрировать доверие и поддерживать культуру общения в любых ситуациях. Таким образом развивать у ребенка уверенность в себе, эмпатию, уважение к окружающим, ответственность за свои поступки. Важно спокойно относиться к агрессии ребенка, не ругать его и не упрекать в содеяном, но вовремя говорить ему о том, что его поведение неприятно близким ему людям и окружающим в целом, учить способам разрешения конфликтных ситуаций. Можно придумать совместные способы разрядки, перенаправления агрессивной энергии в более полезное конструктивное русло: активные игры, спорт, творчество и т. д. В современном мире очень важно следить за тем, чем увлекается ребенок, какую информацию принимает из телевидения, интернета. В какие игры он играет и каким способами, на какие темы общается в социальных сетях.

 

Агрессия мамы по отношению к ребенку

Агрессия у ребенка

Агрессия мамы по отношению к своему ребенку сейчас, к сожалению, очень часто явление. Это тема всячески скрывается и закрывается. Иногда не считается проблемой даже у родителей. Но игнорировать этот факт ни в коем случае нельзя.

Агрессия матери по отношению к малышу часто обусловлена сбоем этологической программы, когда материнский инстинкт уступает место другим реакциям. Подобное явление известно и в животном мире. У матерей рода homo sapiens в основе такого поведения так называемая переадресация агрессии. Психологически неприятный внешний фактор, угрожающий безопасности женщины или её ресурсам, воспринимается как угроза и переводится на более беззащитное существо.

” Агрессия может проявиться в любой форме психического или физического насилия: от оскорблений ребёнка до его убийства.

Конечно, куда проще найти объяснение своему всплеску и оправдать себя, махнув на проблему рукой.  Однако ни закон, ни мораль с этим не согласятся. Как известно, психологически и эмоционально женщина значительно адаптивнее мужчины, поэтому оправдывать свою агрессию по отношению к ребёнку не имеет смысла.

Агрессия, которую мать проявляет к ребёнку, в большинстве случаев не вызвана поведением самого ребенка. То есть, не малыш является причиной возникновения таких эмоций, он просто выступает в роли объекта, на который родитель переносит  свой негатив.

Причинами возникновения  агрессии у матери может быть всё, что угодно: низкий материальный уровень или возникновение непредвиденных финансовых проблем, плохие отношения с супругом, отсутствие моральной, психологической, материальной поддержки молодой семьи, стрессы на работе и многое другое. Психоз у мамы может возникнуть и независимо от внешних факторов. Причина — всегда внутри, внешние факторы могут лишь активизировать то, что скрыто.

Конечно, утверждать, что при появлении проблемы у матери, она сразу же кинется агрессировать на ребенка нельзя. Реакция матери на сложившуюся ситуацию может зависеть от множества факторов: психической устойчивости, уровня осознанности.

Очень большую роль играют отношения матери с её родителями. Пример её взросления, воспитания и обращения с ней. Если она сама подвергалась критике, физическому насилию и тд, подобное реагирование и поведение может считаться для неё нормальным и допустимым.

Агрессия может проявляться в виде физических наказаний или психологическом давлении на ребёнка, внушении ему различных страхов, запугивании.

По результатам исследования, выявлено, что младенцы и дети младшего школьного возраста оказываются самыми частыми объектами родительской жестокости, так как они наиболее беззащитны.

” Если заметил агрессию по отношению ребенку, необходимо остановиться и попытаться понять, кто или что является истинной  причиной возникновения агрессии.

Далее, если возможно, следует устранить эту причину, найти для себя более «экологичный» способ освобождения от негативных эмоций. Это могут быть физические нагрузки, релаксации, медитации и поход к психологу.

Подведем итоги

На собственном примере могу утверждать, что всё вышеперечисленное работает. Во время эмоционально сложного периода в жизни, я часто срывалась, беспричинно повышала голос на ребенка и он становился просто неуправляемым.

Как только я успокоилась и начала проявлять больше внимания, давать больше нежности и заботы, ребенок начал отзеркаливать моё поведение. И фразы типа «ты плохая» или «ты мне больше не нужна» стали заметно сокращаться.

И, самое важное — это понять каждому родителями, что их ребенок отдельная личность, со своим характером, своими желаниями и своими видениями ситуации. Даже если эта личность еще слишком маленькая. Не запрещается ребенку быть собой и выбирать то, что нравится ему.

Не воспитывается ребенка — воспитывайте себя!

Ребенок обязательно увидит плоды Ваших действий и перенесет их в свою жизнь.

Ссылка на основную публикацию